Русь в конце 10 начале 12 века

Для русской архитектуры середины 12-13 веков характерно становление полицинтризма — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров, то есть эпоха феодальной раздробленности приносит с собой желания отдельных земель не просто выделиться, а заявить о себе, как о центре Руси. Во всех землях претендовавших на роль центра объединения строятся храмы в подрожании Софии киевской и появляются золотые ворота. Но все равно для каждой земли были характерны какие-то свои особенности архитектурного стиля. Во Владимиро-Суздальской земле появился особый стиль, который впоследствии стал основой всей общерусской архитектуры. Большого развития архитектура возникла в годы правления Андрея Боголюбского, во Владимире на Князьме. С его именем связана постройка Успенского собора во Владимире, резиденции князя в Боголюбове, золотые ворота во Владимире и чуда русской культуры храма Покрова на Нерли. Это небольшая однокупальная церковь в которой сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, простветленная созерцательность архитектуры линий. Брат Андрея Всеволод продолжал строительную деятельность. Во Владимире был выстроен храм нового однокупольного типа — »Дмитриевский собор«.

Изобразительное искусство и художественное ремесло древней Руси

Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов.

Христианство внесло в живопись и все другие виды искусства совершенно иное содержание. Аскетизм и строгость Византийской живописи противоречило радостному языческому мировосприятию восточных славян. Уже в 11 веке строгая аскетичная манера византийской живописи превращается под кистью русских художников в работы, близкие русской натуре. Цель живописи — читать священную историю по изображениям, поэтому они и были символическими.

Русские иконы несли в себе все черты условного иконописного лика. Позже иконы начинают писать на дереве. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись (роспись внутри храмов на стенах по сырой штукатурке), мозаика. На фресках Софийского собора в Киеве мы видим изображение святых, семьи Ярослава Мудрого, животных. Художественная система была перенята у Византии. Её цель — соединить христианскую назидательность и греческую красоту. Рание византийские сюжеты до сих пор сохранены в названии отдельных сюжетов: Оранта, Одигидрия, Элеус (3 изображения богородицы). Также были и попытки обретения собственного стиля. Здесь можно выделить два основных направления: Новгородская (большая контрастность цветов, яркость) и Киевская (более нежная палитра).

На протяжении долгих веков истории Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали харатерной чертой жизни горожан и крестьян. Белокаменная резьба ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнего русского искусства вообще. Прекрасной резьбой славилась утварь и посуда.

Изящные украшения, подлинные щедевры создавали древне-русские ювелиры, которые прекрасно имели работать с золотом и серебром. Активно ювелирное дело развивалось в торговых городах. Использовалась техника зерни, скани, перегородчатая эмаль. Активно применялось чернение серебра и позолоты вплоть до отделки оружия.

предыдущая